Сходить с ребенком в театр. Казалось бы, чего проще? Покупаем билеты, надеваем парадный костюмчик - и вот мы уже восседаем на бархатных креслах партера... На самом деле все не так просто. Поход в театр для малыша - огромный праздник, не частое, надолго запоминающееся событие, и надо постараться, чтобы ребенок не был разочарован.
НАЧНЕМ, как положено, с "вешалки". А точнее, еще раньше, с кассы. Никогда не берите детей в театр в надежде купить у входа "лишний билетик". Если вам не повезет, ребенок, уже настроившийся на праздник, будет не просто разочарован, а поражен в самое сердце. Не так уж сложно спланировать культпоход и купить билеты.
Хорошо было бы заранее разузнать о спектакле, который вы собираетесь посмотреть: почитать рецензии, расспросить знакомых. Ребенок может запротестовать, увидев непривычную или слишком экстравагантную трактовку любимой сказки, а плохая игра актеров и безвкусные декорации на долгие годы могут привить неприязнь к театру. Не стоит водить совсем маленьких детей на слишком страшные спектакли. Даже самый жуткий мультик производит меньшее впечатление, чем вроде бы невинные театральные "страшилки".
Теперь собственно о "вешалке". Позаботьтесь, чтобы ребенок был удобно одет и вам не пришлось полчаса стаскивать с него в переполненном фойе (а затем надевать обратно) тридцать три теплые одежки, лишь для того, чтобы блеснуть в восхитительном бархатном костюмчике или воздушном платьице. Можно подобрать стильную, но функциональную одежду, в которой малыш будет выглядеть элегантно, но которая не доставит много хлопот.
Не сопротивляйтесь желанию ребенка непременно посетить театральный буфет. Вы можете сколько угодно объяснять ему, что он пришел приобщаться к искусству, - не поможет. Лимонад и пирожное - это тоже необходимая часть праздника. Если цены в буфете вам не по карману или очень неохота стоять в очереди, совсем нетрудно перехитрить малыша. Купите заранее сок и сладости, а потом, оставив ребенка в фойе, "сходите" за ними в буфет.
Театр - достаточно условное искусство, особая знаковая система. Собираясь с ребенком в театр, подумайте, к восприятию какой степени абстракции ребенок готов. Лет до трех, возможно, стоит повременить со спектаклями - малыш, скорее всего, просто не поймет происходящее. Для самых маленьких лучше всего подойдет кукольный театр.
В драматические театры с детьми можно ходить с четырех-пяти лет. При этом будет лучше, если вы выберете специальный детский театр. Если обязательно хочется отвести ребенка во "взрослый" театр, выберите лучше хорошую классическую комедию (Мольера, Шекспира, Кальдерона). Даже шести- семилетний малыш, а тем более школьник средних классов с радостью посмеется над нехитрыми перипетиями героев комедии положений, а великолепный язык и красочные декорации помогут вашему ребенку войти в мир высокой литературы.
Опера и балет намного сложнее для восприятия, чем драматические спектакли, поэтому приучать к ним ребенка нужно с гораздо большей осторожностью. Вряд ли малыш оценит, если в опере "Винни-Пух" (есть и такая) партию Пятачка будет петь дама бальзаковского возраста с внушительным бюстом. Обязательно объясните ребенку, что такое опера или балет, расскажите про музыкальные инструменты, из которых состоит оркестр. Может, стоит начать не с полноценного спектакля, а с концерта из отдельных оперных и балетных номеров. В любом случае не делайте трагедии, если ребенку не нравится музыкальный театр. Возможно, он полюбит его в более старшем возрасте, когда дорастет до шедевров Моцарта и Чайковского.
Впечатления от похода в театр сохранятся у ребенка надолго. Обязательно поиграйте с ним дома, устройте собственное представление для кукол с мишками или для бабушки с дедушкой. А может, устроить выставку эскизов и декораций? Тогда готовьте бумагу и краски! Неплохо будет и перечитать сказку, которую вы видели, теперь она зазвучит совсем по-новому. Заодно можно прочесть и другие сказки того же автора, малыш станет слушать их с огромным интересом.
Главное, чтобы театр стал органичной частью жизни вашего ребенка и чтобы он понял, чем настоящее высокое искусство отличается от безвкусных аляповатых мультсериалов, которыми пичкает наших детей телевидение.
Какую музыку слушать с детьми?
Ещё в древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм:
- на дyховнyю сущность человека;
- на интеллект;
- на физическое тел о.
Современная наука преподносит нам неопровержимые доказательства этих влияний. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твёрдо установленными следующие факты:
- музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
- повышает и понижает мышечный тонус;
- стимулирует появление эмоций;
- улучшает вербальные и арифметические способности;
- стимулирует процессы восприятия и памяти;
- активизирует творческое мышление; и др.
Музыка имеет колоссальное терапевтическое воздействие на организм человека. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных.
Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильней-шим средством профилактики нервно-психических расстройств.
Если ребёнок имеет много музыкальных впечатлений, ему намного легче понимать и слушать различную музыку. Известно, что уже в утробе матери плод реагирует на музыку, особенно положительно на классическую: Моцарт, Бах, Вивальди. Конечно же, на музыкальный вкус ребёнка влияет среда, в ко-торой растёт малыш, музыкальные предпочтения его родителей. Сначала ре-бёнку нравится классическая музыка (больший процент детей интересуется классической музыкой), затем по мере взросления добавляется музыка из мультфильмов, музыка которую он слышит по радио, телевидению.
Что же ребёнок думает о музыке, какая её роль в жизни человека? Боль-шинство дошкольников считают, что музыка просто необходима человеку. Под неё можно петь, танцевать, грустить, развлекаться, отдыхать, отмечать праздники, так они выражают своё отношение к музыке. В-основном, дошко-лята отдают предпочтение весёлой, подвижной музыке.
Дошколята знают, что пишут музыку композиторы, знают некоторые музыкальные инструменты, в основном это пианино, барабан, гитара. В этом возрасте они понимают, что музыку можно исполнять на нескольких инструментах одновременно. Дети различают музыкальные жанры: могут отличить вальс, марш.Понимают, что такое балет, но сложно для их восприятия: опера, хоровая музыка. Любимым музыкальным жанром детей является песня. Дети поют, когда играют, когда купаются, одеваются. Они поют, так как испытывают потребность своего эмоционального выражения. Поют, когда хотят самоутвердиться в своём коллективе. Поют, когда хотят привлечь к себе внимание окружающих. Дошкольники любят совмещать различную деятельность: петь и танцевать, играть на музыкальном инструменте и себе подпевать, рисовать и слушать музыку или петь. Дети способны различать характер музыкальных произведений. Когда приходят гости, они просят поставить весёлую музыку, в детском саду предпочитают детские песни или классическую музы-ку. Дома любят слушать современные песни.
Старайтесь поддерживать эту любовь к музыке у ребёнка. Объясняйте некоторые музыкальные произведения, найдите отрывки из музыкальных произведений, которые выражают различные эмоции. Ведь в этом возрасте ре-бёнок только учится понимать и слушать музыку. Если Вы любите напевать, делайте это вместе с ребёнком. Старайтесь, чтобы ребёнок ежедневно слушал классическую музыку, можно сделать пятиминутки: включить классическое музыкальное произведение и немного расслабиться, отдохнуть вместе с ребён-ком. Посещайте театры, дошколята любят смотреть балет, очень хорошо воспринимают Чайковского «Щелкунчик». Если ребёнок занимается в музы-кальной школе, очень важно, чтобы родители принимали активное участие в обучении. Устраивайте домашние концерты, в которых вместе с ребёнком ис-полняйте различные музыкальные произведения, пусть это будут детские пе-сенки, а может что-то из современных песен. Принимая участие в таких кон-цертах, ребёнок понимает, что он приносит радость, веселье, а значит музыка – это добро. Поощряйте игру ребёнка на музыкальном инструменте, которой он обучается в музыкальной школе, даже, если Вам кажется, что ребёнок играет не очень хорошо, сначала аплодисменты, а потом тактично скажите свои за-мечания. Но, ни в коем случае не заставляйте дошкольника заниматься музы-кой, если видите, что эти занятия ему неприятны.
Помните, что занятия музыкой развивают интеллектуально. При музы-кальных занятиях работают все отделы головного мозга. Различные исследова-ния показывают, что музыкальное обучение повышает успехи в чтении, разви-вает слух, пространственное мышление, развиваются нравственные качества ребёнка. Прослушивание коротких музыкальных фрагментов активизирует аналитические отделы мозга.
Статья написана по данным исследований психологов и музыкальных терапевтов