Интеграция образовательных областей "ПОЗНАНИЕ" и "СОЦИАЛИЗАЦИЯ" в ДОУ
Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности.
ПОЗНАНИЕ – ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО АКТИВНОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА. В ХОДЕ ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДУЮТСЯ ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СТОРОНА И СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ, ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, А ТАК ЖЕ САМ СУБЪЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ЧЕЛОВЕК.
В познавательной сфере можно выделить три компонента:
1. Познавательные (психические) процессы – восприятие, внимание, память, воображение, мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение...)
2. Информация – опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира, источники информации.
3. Отношение – чувственно – эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты или предметы, события нашего мира.
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга. Так, уровень сформированности познавательных (психических) процессов определяет возможности ребенка в познании, т.е способы получения информации (или способы познания), которые использует ребенок, пути переработки информации, степень осознания и усвоения информации. С получением информации у человека всегда складывается определенное отношение к этим сведениям и событиям.
Задачи познавательного развития можно решить следующими путями:
1. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, ПОБУЖДАЮЩИХ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ: прогулки по прилегающим к дет саду местам; наблюдения за окружающими явлениями и объектами ; экскурсии по дет саду и за его пределами; создание и пополнении развивающей среды.
2. ПРЯМОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ: организованная совместная деятельность педагога с детьми (занятия по познавательному развитию); групповые праздники; комментирование и разбор путаниц, ребусов; решение проблемных ситуаций.
Основные направления познавательного развития («Радуга»)
1.Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий (время, знак, символ, знаковые системы).
2. Систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
3.Продолжать формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру.
Основная цель образовательной области «Познание» - формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - ПРОЦЕСС ВХОЖДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
Основная цель образовательной области «Социализация» - воспитание социально-адаптивной, творческой личности детей , способной к позитивному поведению и отношениям в социуме.
Основные направления образовательной области СОЦИАЛИЗАЦИЯ:
1.Развитие игровой деятельности ребенка;
2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы в рамках образовательных программ «Познание» и «Социализация»:
1. Сенсорное развитие:
- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации в настольно-печатных и сюжетно-ролевых играх и продуктивной деятельности;
- умение выделять несколько качеств предметов, сравнивать их по форме, величине, строению, положению в пространстве в игровой деятельности;
- умение выделять красивые сочетания цветов и оттенков.
2. Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности:
- Знакомство с элементами профессиональной деятельности посредством наблюдений и экспериментов в формировании гендерной и гражданской принадлежности;
- начальные представления об элементах экономики в части формирования семейной принадлежности, приобщении к общепринятым нормам и правилам;
- представления о себе, семье, обществе, государстве, мире в формировании гражданской и семейной принадлежности.
- Умение планировать процесс и сооружение постройки (конструкции) в игровой деятельности и продуктивной;
- Умение распределять обязанности и навык коллективной работы в игровой деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками.
3. Формирование элементарных математических представлений:
- Умение ориентироваться во времени в приобщении к общепринятым нормам и правилам;
- Умение регулировать свою деятельность в соответствии со временем и формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности;
- Осмысление таких понятий как знак, символ, знаковые системы в приобщении к общепринятым нормам и правилам, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
- Знакомство с местом человека в природном и социальном мире, происхождением и биологической обоснованностью в формировании гендерной принадлежности, в приобщении к общепринятым правилам и нормам;
- Представление о безопасности жизнедеятельности в приобщении к общепринятым правилам и нормам;
- Ориентация в сферах человеческой деятельности, их значимости в жизни ребенка, его семьи и общества в целом в формировании семейной и гражданской принадлежности;
- Знакомство с культурными объектами и ценностями, элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства во взаимоотношениях с окружающими, в формировании гражданской принадлежности.
Скачать презентацию
Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности.
ПОЗНАНИЕ – ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО АКТИВНОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА. В ХОДЕ ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДУЮТСЯ ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СТОРОНА И СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ, ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, А ТАК ЖЕ САМ СУБЪЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ЧЕЛОВЕК.
В познавательной сфере можно выделить три компонента:
1. Познавательные (психические) процессы – восприятие, внимание, память, воображение, мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение...)
2. Информация – опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира, источники информации.
3. Отношение – чувственно – эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты или предметы, события нашего мира.
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга. Так, уровень сформированности познавательных (психических) процессов определяет возможности ребенка в познании, т.е способы получения информации (или способы познания), которые использует ребенок, пути переработки информации, степень осознания и усвоения информации. С получением информации у человека всегда складывается определенное отношение к этим сведениям и событиям.
Задачи познавательного развития можно решить следующими путями:
1. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, ПОБУЖДАЮЩИХ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ: прогулки по прилегающим к дет саду местам; наблюдения за окружающими явлениями и объектами ; экскурсии по дет саду и за его пределами; создание и пополнении развивающей среды.
2. ПРЯМОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ: организованная совместная деятельность педагога с детьми (занятия по познавательному развитию); групповые праздники; комментирование и разбор путаниц, ребусов; решение проблемных ситуаций.
Основные направления познавательного развития («Радуга»)
1.Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий (время, знак, символ, знаковые системы).
2. Систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
3.Продолжать формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру.
Основная цель образовательной области «Познание» - формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - ПРОЦЕСС ВХОЖДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
Основная цель образовательной области «Социализация» - воспитание социально-адаптивной, творческой личности детей , способной к позитивному поведению и отношениям в социуме.
Основные направления образовательной области СОЦИАЛИЗАЦИЯ:
1.Развитие игровой деятельности ребенка;
2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы в рамках образовательных программ «Познание» и «Социализация»:
1. Сенсорное развитие:
- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации в настольно-печатных и сюжетно-ролевых играх и продуктивной деятельности;
- умение выделять несколько качеств предметов, сравнивать их по форме, величине, строению, положению в пространстве в игровой деятельности;
- умение выделять красивые сочетания цветов и оттенков.
2. Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности:
- Знакомство с элементами профессиональной деятельности посредством наблюдений и экспериментов в формировании гендерной и гражданской принадлежности;
- начальные представления об элементах экономики в части формирования семейной принадлежности, приобщении к общепринятым нормам и правилам;
- представления о себе, семье, обществе, государстве, мире в формировании гражданской и семейной принадлежности.
- Умение планировать процесс и сооружение постройки (конструкции) в игровой деятельности и продуктивной;
- Умение распределять обязанности и навык коллективной работы в игровой деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками.
3. Формирование элементарных математических представлений:
- Умение ориентироваться во времени в приобщении к общепринятым нормам и правилам;
- Умение регулировать свою деятельность в соответствии со временем и формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности;
- Осмысление таких понятий как знак, символ, знаковые системы в приобщении к общепринятым нормам и правилам, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
- Знакомство с местом человека в природном и социальном мире, происхождением и биологической обоснованностью в формировании гендерной принадлежности, в приобщении к общепринятым правилам и нормам;
- Представление о безопасности жизнедеятельности в приобщении к общепринятым правилам и нормам;
- Ориентация в сферах человеческой деятельности, их значимости в жизни ребенка, его семьи и общества в целом в формировании семейной и гражданской принадлежности;
- Знакомство с культурными объектами и ценностями, элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства во взаимоотношениях с окружающими, в формировании гражданской принадлежности.
Скачать презентацию